Если человек попадает в сложную кризисную ситуацию, найти выход самостоятельно бывает сложно, а иногда и невозможно. В такой ситуации неоценимую помощь может оказать психологическое консультирование, имеющее своей целью помочь обратившемуся за помощью сделать выбор и действовать согласно собственному желанию, прививает новые поведенческие навыки и способствует личностному развитию. Во время сессии психолог делает акцент на чувстве ответственности своего клиента, утверждает его в мысли, что взрослый ответственный человек может и должен принимать самостоятельные решения, поощряет волевое поведение своего клиента.
Главным моментом в психологическом консультировании является взаимодействие клиента и психолога, основанное на понятии «клиентцентрированной» терапии. Это направление зиждется на трех основных принципах:
1) каждая личность ценна сама по себе и заслуживает уважения;
2) каждая личность может и должна отвечать за свои действия самостоятельно;
3) каждая личность обладает правом выбора важных для себя ценностей и целей и имеет право принимать самостоятельные решения.
Согласно этим принципам психолог-консультант принимает своего клиента как автономную, уникальную человеческую единицу, у которой есть право на самоопределение, свободу выбора и право жить согласно собственным желаниям и устремлениям. Любое внушение или давление извне (психолог, родственники, общество) мешает человеку принять правильное решение и взять за него ответственность на себя.
Психологическое консультирование может преследовать множество целей, однако теоретики разных школ более или менее часто упоминают несколько универсальных.
- Чтобы клиент жил продуктивно и испытывал удовлетворение от жизни, психолог должен способствовать ему в изменении поведенческих реакций.
– Надо обучать клиента развитию навыков по преодолению трудностей при столкновении со сложными жизненными обстоятельствами.
- Надо способствовать клиенту в принятии жизненно важных для него решений. Существует масса навыков, которыми можно овладеть в процессе консультирования: оценка своих личностных качеств, преодоление эмоциональных кризисов, оценка последствий рискованных решений, градация человеческих ценностей и т.п.
- Надо помочь клиенту развить навыки в области завязывания и поддерживания межличностных отношений. Основная часть человеческой жизни состоит из общения людей между собой и, как любому навыку, грамотному построению межличностных отношений нужно учиться, чтобы улучшить качество жизни своей и окружающих.
- Надо помочь клиенту в повышении потенциала своей личности. Консультант должен стимулировать своего клиента стремиться к максимальной свободе, учиться контролировать свое непосредственное окружение и свои эмоциональные реакции, вызванные этим окружением.
Сегодня существуют современные представления о целях психологических консультаций.
1. Психоаналитическое направление предлагает перенести в сознание материал, ранее вытесненный в подсознание. Так можно будет проанализировать ранние конфликты и воссоздать базовую личность.
2. Адлерианское направление поможет клиенту сформулировать для себя социально значимые цели и откорректировать неверную мотивацию через обретение ощущения равенства с другими людьми.
3. Терапия поведения устранит неадекватные реакции и научит эффективному поведению.
4. Рационально-эмоциональная терапия устранит «саморазрушающее» отношение клиента к своей жизни, научит подходить к своей личности и жизни толерантно и рационально.
5. Терапия, ориентированная на клиента, создает благоприятный климат во время сеанса консультирования, подходящий для исследования своих личностных качеств, мешающих личностному росту, поощрения открытости клиента новому опыту, уверенности в себе.
6. Экзистенциальная терапия призвана помочь клиенту в осознании своей свободы и собственных возможностей, подтолкнуть к принятию ответственности за все происходящее с ним.
Так есть ли смысл рассуждать об универсальных целях психологического консультирования, если психолог может поддержать клиента в его стремлении к свободе, помочь в преодолении эмоциональных кризисов, обучить навыкам адаптивного поведения, помочь в поиске самовыражения? Можно сказать, что цели консультирования составляют континуум, на одной из сторон которого перспективные цели глобального масштаба, на другой - краткосрочные, конкретные цели. И не обязательно эти цели должны противоречить друг другу: школы, занимающиеся перестройкой личности, акцентируются на перспективных целях, в то время как школы, ставящие целью изменение поведения, придают большое значение конкретным целям. Консультирование будет эффективным, если процесс идет вместе с клиентом, а не вместо него.